Пассажирский состав тянет локомотив. Каждым локомотивом управляет локомотивная бригада: машинист и его помощник. В «Сапсанах» есть еще третий член экипажа – сопровождающий.
При устройстве на работу машинистов чаще всего отсеивают по зрению и «по сердцу». Зрение должно быть как у орла, и сердце в отличном состоянии. Еще машинистов предупреждают, что рано или поздно они столкнуться со смертью.
Шансы предотвратить гибель людей на путях малы
При экстренном торможении поезд на скорости в 100 км/ч останавливается только через 700-800 метров. Нарушители пытаются перебежать пути на меньшем расстоянии. Локомотив подает звуковой сигнал. Чаще под поезд попадают плохо слышащие пожилые люди и молодежь в наушниках.
При столкновении с человеком состав останавливается. Если помочь уже невозможно, помощник машиниста должен перенести останки с дороги. Только тогда поезд продолжит путь. Гибель людей – это самое тяжелое в работе.
Опасность для машинистов представляют грузовики и машины на переездах. Включив торможение, бригада должна уйти в заднюю кабину, чтобы не погибнуть от столкновения.
Поезд не пройдет на красный
После случая в начале двухтысячных годов на станциях установили автоматическую стрелку, которая приводит к сходу с рельсов локомотива, который движется на красный сигнал семафора. Бывают строго регламентированные исключения, но тогда за поезд отвечает диспетчер. Для проверки исправности семафора, в кабине есть специальный прибор, который считывает кодовый сигнал по сети.
Локомотив всегда под присмотром
Бригада не имеет права одновременно покидать локомотив. Обязательно кто-то должен находится внутри даже на стоянке. Большинство локомотивов уже превысили срок совей службы, поэтому присмотр требуется постоянный. Нахождение посторонних в кабине запрещено правилами.
Если машинист заснет – поезд остановится
Смена рассчитана на полдня – 12 часов, но в дороге ни машинист, ни помощник не отдыхают. Если ночью кого-то из них начнет клонить в сон, их разбудит специальный браслет. При снижении внимания браслет мигает. Далее срабатывает звуковой сигнал. Если реакции нет – через несколько минут включается экстренное торможение состава.
Если машинист или помощник просто заснули, то им грозит крупный штраф и понижение в должности. Такое сложно себе представить, медкомиссия у машинистов – как для отправки в космос. Ни грамма алкоголя перед рейсом. Перед поездкой кроме трезвости проверяют пульс и давление.
В поездах есть автопилот
Такая система называется автоведение. Оборудована на пассажирских электровозах дальнего следования. На расстояниях по 500 км невозможно держать в голове все участки спуска или подъема. Где тормозить, а где ускоряться помнит автоматика. Под контролем системы можно проехать до 90% пути. У бригады есть скоростные данные по участкам. Помощник следит по ним за скоростью.
По материалам «Экспресс газеты».
---------
Всегда дешевые жд-билеты на FLYDEX.ru