Прямой перевод термина «плацкарта» с немецкого – карта на место. Ранее это действительно был небольшой квиток, который прилагался к билету.
Сейчас в любом билете мы получаем следующие составляющие: плату за место, стоимость дороги (сам билет), цена страховки, сервисный сбор (услуги заказа и/или доставки билета другой фирмой).
Плата за плацкарту
Плата за плацкарту зависит от длительности поездки и качества вагона. РЖД рассчитывает стоимость вагоно-часа по доставке вашей персоны из одной точки России в другую. Эти расходы идут на содержание вагона в нормальном состоянии. Тарифное место может быть сидячее или лежачее, включать или не включать постельное белье и питание. Сюда же относится предоставление или отсутствие кондиционера или биотуалета в вагоне.
В стоимость билета входят затраты на содержание инфраструктуры (в том числе жд-путей), вокзалов, подвижного состава и обслуживающего персонала, расходы на электричество, топливо и т.п.
Деньги за плацкарту получает собственник вагона, а плату за проезд, то есть, за сам билет, – владелец участка железной дороги.
Обе части документа на проезд рассчитываются по определенным коэффициентам, зависящим от тарифных поясов. Дальность 200 км, 700 км, 1700 км, 3700 – переломные точки, в которых расценки за километр меняются. Самостоятельно определиться с расчетами невозможно. Цифры можно только прочитать в распечатанных проездных документах в разделе цена: вначале указывается билет, затем плацкарта.
Стоимость проезда в плацкартных и общих вагонах устанавливает не РЖД, а ФАС – Федеральная Антимонопольная Служба.
%-доля плацкарты в цене билета
Соответственно, в вагонах общего типа процент плацкарты – всего 5-10. В видавших виды стандартных вагонах она доходит уже до 20%. Плата за место купейного салона «заберет» от общей стоимости 35-45%. В мягких вагонах СВ и «Люк» процент цены плацкарты достигает 60 и 75%.
В поездах дальнего следования, на расстояния свыше 700 км, доля стоимости плацкарты составляет в среднем 50%, играет роль большая протяженность маршрута.
Обычный пассажир сталкивается с делением стоимости билета на плацкарту и «услуги» в момент возврата билета. В зависимости от времени до отправления поезда возмещению подлежит определенная часть плацкарты.
В интервале от 8 до 2 часов до отхода поезда удерживается 50% стоимости места, то есть плацкарты. Остальные 50% и стоимость «проезда» возвращаются. Смысл данного деления в том, что продать место за такое время до отправления становится сложно, а дорогами-локомотивами-вокзалами вы не пользовались и ден.средства вам можно вернуть.
Подробнее о возврате билетов можно прочитать тут >>
Виды поездов и плацкарта
В скором поезде стоимость увеличивается за счет цены билета. Даже путешествуя в сидячем вагоне, вы платите за скорость. Отличие в расценках от более медленного пассажирского состава может быть до 15%. Улавливаете разницу: ни о каких часах и вагонах речь не идет.
А вот в фирменном поезде вы больше заплатите за плацкарту – ибо «плата за аренду» фирменного вагона должна быть выше. Плацкарта фирменного поезда может отличаться от нефирменного раза в два.
По данным РЖД в фирменных поездах:
· Во-первых, более удобное время отправления и прибытия поезда.
· Вагоны современные, младше 12 лет.В них обязательно должны быть кондиционеры, лишь изредка отсутствуют биотуалеты, число розеток - выше среднего.
· Квалификация проводников подтверждена прохождением особых курсов. Верхние места до посадки для удобства пассажиров должны быть застелены (исключая боковые).
· Более высокого качества постельное белье и принадлежности для сна, выдается комплект для сангигиены.
· Более широкий ассортимент товаров, необходимых в дороге доступен к приобретению у проводника.
---------
Всегда дешевые жд-билеты на FLYDEX.ru